Развивающая сеть дарк-сторов «Яндекс.Лавка» апробирует в Москве продажу куриных яиц, бутилированной воды и молочных продуктов под собственной маркой «Из лавки».
По мнению экспертов, в качестве поставщиков компания сможет привлекать в основном небольших производителей и ей придется очень внимательно следить за качеством. С другой стороны, за счет своих товаров «Яндекс» может размыть цены на продукты и конкурировать с традиционными сетями — X5 Retail Group и «Вкусвилл», — также развивающими собственные сервисы экспресс-доставки.
Сеть дарк-сторов «Яндекс.Лавка», специализирующаяся на экспресс-доставке продуктов питания и товаров для дома, подала заявку на регистрацию собственной торговой марки «Из лавки», следует из данных реестра заявок на регистрацию товарного знака. В пресс-службе «Яндекс.Еда» сообщили “Ъ”, что планируют протестировать в Москве дистрибуцию продуктов широкого потребления под собственным брендом. В дальнейшем проект может быть тиражирован на всю сеть, уточняют там.
Речь идет о самых популярных категориях: от куриных яиц до бутилированной воды и молочных продуктов. «Мы… подбираем производителей, продукцию которых проверяем с помощью тестов и фокус-групп», — комментирует представитель «Яндекса».
Товары собственных торговых марок (СТМ) всегда будут дешевле сторонних брендов, объясняет консультант Jos de Vries The Retail Company Ирина Болотова. В случае с СТМ исключаются траты на маркетинг и за выход на полку ритейлера. Такие продукты пользуются стабильной популярностью именно благодаря низкой цене, говорит и представитель Национального союза производителей молока Мария Жебит.
Опыт «Вкусвилл» показывает, что собственный бренд сети может быть и более дорогим, не соглашается гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Развитие СТМ требуется «Яндекс.Лавке» для ухода от прямого сравнения с крупнейшими продуктовыми сетями, как, например, с X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель») и «Вкусвилл», уверен он.
Сервис экспресс-доставки «Самокат» (контролируется совместным предприятием Сбербанка и Mail.ru Group) развивает СТМ с момента запуска и сегодня насчитывает более 100 наименований товаров, рассказывает основатель компании Вячеслав Бочаров. В июле они также начали продавать бытовую химию под собственным брендом.
«Лавке» нужно выбрать правильные категории под развитие собственных брендов, полагает господин Бурмистров: «Критически важно брендировать те категории, которые не будут противоречить имиджу экосистемы «Яндекса», — это трендовые инновационные продукты, молочные продукты, товары для здорового питания, кулинария».
От качества продуктов под собственным брендом будет зависеть и отношение покупателей к сервису, предупреждает Вячеслав Бочаров.
Контроль качества выпускаемой продукции СТМ и гибкость являются самыми проблемными при развитии своих марок, считает сооснователь сети по доставке готовой еды «Кухня на районе» Кирилл Родин, чья компания в феврале также начала развивать сеть продуктовых дарк-сторов. Лояльность покупателей к конкретным маркам сейчас имеет все большее значение и утверждать, что СТМ вытеснит другие товары с рынка преждевременно, добавляет Мария Жебит. Кроме того, добавляет она, у производителей маржа в случае с СТМ часто оказывается ниже, чем работа с собственными брендами.
Источник: kommersant.ru