Мелкие воры разоряют магазины. А расплачиваются в итоге покупатели

Фильтры

Регион

Новости

Мелкие воры разоряют магазины. А расплачиваются в итоге покупатели

В период кризиса число магазинных краж в России выросло. Как ни странно, убытки, понесённые торговыми сетями, ложатся на плечи честных покупателей

В минувшие выходные автору этого материала случилось наблюдать довольно неприглядную картину. В одном из крупных сетевых магазинов столицы охрана поймала на воровстве продуктов группу гастарбайтеров. «Улов» был небогат — пара батонов хлеба, несколько банок консервов и... двухлитровая бутылка газировки. Она-то и выдала воришек, вывалившись из-под куртки одного из них прямо возле кассы. Задержанные пытались давить на жалость стражей капиталистической собственности, на ломанном русском излагая притчу о злом начальнике, неделю державшем нелегальную рабсилу впроголодь. Но не помогло: граждан ближнего зарубежья взяли под белы рученьки и увели «разбираться».

Правду сказать, воруют не только потому, что очень кушать хочется. Болезненное пристрастие к присвоению чужого обозначается специальным медицинским термином — клептомания. Бывают, что воришке нужен не сам товар, а острые эмоции, связанные с кражей. Это обычно касается домохозяек, мелких клерков и т. п. — так они пытаются внести остроты в «слишком пресную» жизнь. Вопреки распространенному мнению, что чаще всего сдержаться при виде яркой упаковки не могут дети, на их долю приходится не более трети всех краж.

Конечно, свою лепту в увеличение числа магазинных краж вносит кризис. Это признают сами продавцы, например, глава компании «Х5» Ритейл-групп Лев Хасис. Он рассказал, что в его магазинах за год попалось с поличным 250 тыс. человек, а реальные масштабы воровства втрое больше. Это и понятно — оставшись без источника доходов, люди пытаются получить необходимые им товары. Или те, к которым привыкли за годы стабильности. Чаще всего «идут вразнос» женщины, ранее в воровстве не замеченные: не в силах смириться с тем, что покупка любимых духов больше не по карману, они просто тащат их из магазина.

Правда, наши ритейлеры не раскрывают, какой процент из числа воришек приходится на персонал магазинов, но их европейские коллеги признают, что не менее половины. Официальная статистика убытков от краж в России не ведется, но, по разным оценкам, они «съедают» около 2% суммарного оборота розницы.

Чаще всего воруют в крупных магазинах самообслуживания — за каждым на огромной территории не уследишь, а от видеокамер любители чужого научились прятаться. В любом помещении есть так называемые «мертвые зоны», не попадающие в «прицел» камеры, оттуда и воруют. В гипермаркеты типа «Ашана» многие наведываются просто, чтобы поесть, — там повсюду разбросаны пустые баночки из-под йогурта и вскрытые пачки печенья. А уж прихватить горсть сухофруктов, проходя мимо открытой коробки, для некоторых вообще норма.

Выносят из торгового зала чаще всего дорогой алкоголь, предметы гигиены, косметику, чай-кофе, шоколад, крупы, детское питание. Нередко «уходит» без оплаты бытовая техника и одежда. Последнюю воришки охапками набирают в примерочную, потом просят заменить — в общем, создают суету. Затем возвращают, но не все — пара кофточек уже надета под пальто. «Пищалку» (датчик, прикрепленный на вещь) заворачивают в фольгу — так она не срабатывает у кассы.

По российскому законодательству, если кража совершена на сумму менее 1000 руб., она считается мелкой и попадает под действие Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае на вора могут наложить административный штраф в размере до пятикратной стоимости товара, но не менее 1000 руб. Если нет денег, придется отправиться в «каталажку» на срок до 15 суток. Более крупное воровство попадает под действие Уголовного кодекса, что грозит лишением свободы на срок до 10 лет (хотя на практике редко дают больше 3-5 лет). Но это если дело дойдет до суда, что бывает не так уж часто — как правило, владельцы магазинов предпочитают не связываться с воришками и либо отпускают их, либо заставляют заплатить за украденное в 3-5 кратном размере. В суд идут либо те, кто попался «по-крупному», либо рецидивисты, которых охрана магазина уже знает в лицо.

А убытки, увы, оплачивают вполне добропорядочные граждане — владельцы магазинов просто добавляют к цене товара около 5%. Впрочем, кризис вносит свои коррективы. Если прогнозы экспертов, что к концу текущего года цены на продукты вырастут на 25-45%, а работу потеряют еще сотни тысяч россиян, сбудутся, количество случаев воровства существенно увеличится. Тогда торговцам придется либо усиливать бдительность, не допуская краж, либо жестче карать пойманных воришек. Либо, что более вероятно, увеличивать «воровскую наценку». Что они выберут — покажет время.

Источник: aif.ru

Также в разделе

Комментарии (0)