Вышли в мировые лидеры: как развивается мясная промышленность России в условиях санкций

Фильтры

Регион

Новости

Вышли в мировые лидеры: как развивается мясная промышленность России в условиях санкций

О том, как развивается агропромышленный комплекс в условиях санкций, рассказал РИАМО представитель группы компаний «Черкизово».


«Черкизово» – один из крупнейших производителей мясной продукции в России. Руководитель инновационного аналитического центра «Черкизово» Рустам Хафизов рассказал РИАМО о том, как меняется АПК в условиях новой санкционной политики. 

– Санкции затронули практически все отрасли рынка. Как «Черкизово» приспосабливается к новым условиям?

– Если говорить про санкции этого года, то наиболее актуальные вопросы, которые требовалось решать, касались в первую очередь логистики. Цепочка поставок в ряде случаев удлинилась, увеличился срок доставки, что влияло на стоимость перевозок. При этом в рамках реализуемых инвестиционных проектов мы не видим критических сложностей с точки зрения поставок оборудования, так как есть его аналоги в странах, не присоединившихся к санкциям.

Вместе с этим нужно отметить, что в течение последних лет компания также смотрит на технологические решения, которые есть у отечественных производителей. Аналогичный подход применяется в рамках операционной деятельности при выпуске мясной продукции в части закупок требуемых компонентов и сырья.

Отмечу, что развитие отечественных производителей сегодня ускоряется из-за ухода с рынка иностранных поставщиков. При этом технические характеристики российского оборудования должны быть конкурентоспособными по отношению к оборудованию мировых производителей. Это непростая задача, которая может быть решена при таргетированной поддержке со стороны государства в части исследований и разработок, выпуска и испытаний опытных партий и т.д.

– А как санкции сказались на самом производстве, возникли ли проблемы с оборудованием, комплектующими? 

– Группа «Черкизово» – лидер мясной отрасли, в том числе с точки зрения используемых технологий. Мы первыми построили завод-робот с полностью автоматизированным производством, аналоги которого есть всего лишь в нескольких странах мира. Завод расположен в подмосковной Кашире и специализируется на выпуске сырокопченых колбас. Все производственные процессы – от приемки сырья до отгрузки готовой продукции – выполняют роботы. Человек вообще не касается продукта, что служит дополнительной гарантией его стабильно высокого качества.

Применяемые на наших предприятиях технологии являются наиболее современными решениями от ведущих мировых производителей. Среди них есть как иностранные поставщики (Европа и Азия), так и отечественные компании. Если говорить про используемое импортное оборудование, то сегодня есть связанные с логистикой сложности по получению запчастей. 

– Есть ли сегодня планы по расширению производства, и если да, то какие?

– Компания сохраняет свои приоритетные инвестиционные проекты, которые реализуются в запланированном графике. В августе мы вводим в производство крупный маслоэкстракционный завод в Ельце Липецкой области.

Также продолжаем реализацию крупнейшего проекта в отечественном АПК – создание мясоперерабатывающего кластера в Тульской области. Кластер будет включать завод по убою, хранению и переработке мяса свиней и завод по убою, первичной и последующей переработке бройлеров. Запуск этих производств позволит создать в регионе более 3 тысяч рабочих мест.

– Сильно ли изменилась структура потребления и сами рынки после введения санкций?

– Нельзя сказать, что введенные в этом году санкции значительно повлияли на общую картину. Глобально во всем мире идет повышение стоимости продуктов питания, что в первую очередь связано с последствиями пандемии.

В период пандемии случился разрыв производственных и логистических цепочек на различных предприятиях, что повлияло на увеличение стоимости продукции. Вместе с этим мировые производители старались закупиться впрок, что также дополнительно увеличило стоимость сырья и в итоге отразилось на конечной цене продукции.

В связи с этим во всем мире и в России идет смещение спроса в сторону более доступных по стоимости протеинов, а именно – куриного мяса. В ближайшее время данный тренд, скорее всего, будет сохранен.

– Правда ли то, что в России практически не производятся инкубационные яйца птицы, и яйца или цыплят приходится ввозить из-за рубежа?

– Группа «Черкизово» полностью обеспечивает себя куриным инкубационным яйцом, а также снабжает им некоторые другие российские компании. Россия импортирует около 20% куриного инкубационного яйца для производства бройлеров. Импорт постепенно снижается, так как «Черкизово» и другие производители при поддержке Минсельхоза реализуют программы развития собственных родительских стад.

В производстве индейки процент импортного яйца пока гораздо выше, поэтому путь импортозамещения и развития родительских линий здесь еще предстоит пройти.

– Достаточно ли у наших фермерских хозяйств и предприятий ресурсов, чтобы обеспечивать продуктами население страны, не прибегая к импорту из Европы?

– До 2014 года Россия, к примеру, была одним из крупнейших импортеров свинины, а сейчас мы видим уже признаки ее внутреннего перепроизводства. То есть отечественные производители полностью закрывают внутренний спрос, и им требуется расширить экспортные возможности для сбыта продукции.

Аналогичная ситуация с мясом бройлеров, для которого уже есть перспективные экспортные направления. То же самое можно сказать и про индейку, по которой Россия по результатам прошлого года вошла в топ-3 мировых производителей, выпустив более 400 тысяч тонн продукции.

В целом, санкции 2014 года вместе с серьезной государственной поддержкой позволили отрасли начать развиваться и стать одним из мировых лидеров. Поэтому ситуация с новыми санкциями может запустить новый виток развития АПК, на этот раз в научно-технологической области: нам за короткое время необходимо нарастить производство требуемого объема сельхозтехники, пищевого оборудования, сконцентрировать усилия по развитию генетики и биологизации сельского хозяйства.

– Кстати, о перепроизводстве свинины сейчас говорят как о своего рода проблеме. Это действительно может негативно сказаться на фермерских хозяйствах?

– Текущая ситуация вокруг перепроизводства вызывает опасения у производителей, так как мы не имеем доступа к внешним рынкам, куда могли бы экспортировать излишки. Перепроизводство влияет на рентабельность производства, поэтому если у производителя свинины нет вертикальной интеграции (например, собственной кормовой базы), то он окажется в сложной ситуации с точки зрения сохранения устойчивости бизнеса. При этом мы должны понимать, что о складывающейся ситуации эксперты и отраслевые ассоциации говорили еще в 2019 году, однако инвесторы решали идти в такие проекты, порой не обладая профессиональной командой и опытом в производстве мяса. Поэтому небольшие производители свинины сегодня столкнулись с большим количеством вызовов, тогда как такие крупные агрохолдинги, как «Черкизово», справятся с ситуацией за счет вертикально-интегрированной модели бизнеса.

– По вашим оценкам, санкции повлияли на «Черкизово» положительно или отрицательно? Изменились ли объемы продукции?

– Думаю, на этот вопрос можно будет ответить только по окончании 2022 года, так как мы видим, что еще идут процессы адаптации. Что касается объемов производства, то для нас важно сохранить их на уровне 2021 года – это один из важнейших приоритетов сегодня. По итогам первого полугодия компания с этой задачей успешно справляется.


 

Источник: riamo.ru

Также в разделе

Комментарии (0)