Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
Как показал анализ розничной продажи органических продуктов, у ряда товаров, которые представлены как «органические» и имеют на упаковке соответствующий знак, отсутствует сертификат, а их наименования не внесены в Единый государственный реестр производителей органической продукции, как того требует действующее законодательство.
В Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию обеспокоены ростом количества псевдоорганических продуктов на полках магазинов.
«Продажа несертифицированной «органики» может угрожать здоровью потребителей, а также нарушает условия конкуренции на рынке», — считает сенатор Сергей Белоусов.
Он напомнил, что, согласно закону об органической продукции, который вступил в силу в 2018 году, производители такой продукции после подтверждения сертификата соответствия имеют право разместить на упаковке маркировку в виде надписей или особого знака органической продукции единого образца.
«Эта мера позволяет защитить товар от подделок и фальсификаций, что имеет первостепенную важность для потребителя», — отмечает Сергей Белоусов.
Важно учитывать, что органическая продукция представляет собой широкую линейку товаров: от овощей, мяса и молока до косметики и шампуней. Она набирает популярность во всём мире. Происходит это во многом благодаря тому, что при её выращивании необходимо придерживаться строгих требований экологической чистоты. В частности, необходимо использовать только те агрохимикаты, которые разрешены стандартами производства органической продукции. Не допускается использование гербицидов и других средств защиты растений, относящихся к «тяжелой химии». В производстве органических продуктов нельзя также применять клонирование, генную инженерию и ионизирующее излучение.
Особые требования предъявляются к хранению и транспортировке органической продукции: она должна находиться отдельно от неорганических продуктов и в упаковке, которая не загрязняет окружающую среду.
«Согласно приказу Роспотребнадзора, доказательством того, что продукция соответствует критериям органической, является сертификат, который подтверждает, что данные о её производителе занесены в Единый государственный реестр», — рассказал сенатор.
Он также отметил, что за не подтверждённое сертификатом соответствия использование знака «органическая продукция» предусмотрена ответственность — штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В связи с этим в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассчитывают получить комментарии по сложившейся ситуации, а также информацию о процедуре осуществления Роспотребнадзором контроля за достоверностью указания в маркировке продукции отличительного признака «органическая продукция», — говорится в письме на имя руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой.
«Создаётся впечатление, что контроль за тем, как на практике исполняется закон об органической продукции, сегодня ослаблен», — замечает сенатор Сергей Белоусов. Он также добавил, что сомнительная продукция на прилавках вводит потребителя в заблуждение, затрудняет его осознанный выбор, кроме того, подрывает доверие к российским экологическим брендам на мировом рынке.
Обеспокоенность сенаторов ситуацией на рынке органических продуктов в полной мере разделяет и председатель Союза потребителей Петр Щелищ.
«Приём нечестных предпринимателей, когда недобросовестная информация на упаковке — все эти «БИО», «ЭКО» или «Изготовлено без ГМО» — используется для привлечения внимания потребителей, далеко не новый. Однако в нашей стране так пока и не найден по-настоящему действенный инструмент борьбы с этим явлением», — свидетельствует Петр Щелищ.
Практика фальсификаций продолжается, потому что риск попасться не столь велик, считает он. По его мнению, сегодня у Роспотребнадзора недостаточно ресурсов для того, чтобы эффективно контролировать недобросовестных производителей.
«Обнаруживают несертифицированный товар в одном-двух магазинах, но это капля в море. Фальсификат уже попал в тысячи торговых точек», — сетует глава Союза потребителей.
45% россиян не готовы переплачивать за органические продукты
Он считает, что проверки должны проводиться не только в торговых точках, но и в местах производства продукции. Кроме того, для Роспотребнадзора должна быть упрощена и процедура проверок бизнеса (сейчас для начала проверки необходимо разрешение прокуратуры). «Ну и, конечно, штрафы должны быть серьёзнее», — добавляет Щелищ, ссылаясь на зарубежный опыт. «За рубежом одного такого случая достаточно, чтобы обанкротить нечестного предпринимателя. А в России такие нарушения прав потребителей зачастую остаются безнаказанными», — напоминает Пётр Щелищ.
Источник: dairynews.ru