НКР: российские продукты питания могут подешеветь по итогам года

Фильтры

Регион

Новости

НКР: российские продукты питания могут подешеветь по итогам года

Аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) считают, что после восстановления логистических цепочек, урегулирования торговой наценки на товары первой необходимости на законодательном уровне, ослабления ажиотажного спроса и скидок ритейла по итогам всего года цены скорректируются вниз с текущих уровней — примерно на 5-7% относительно марта. Аналитики агентства считают, что в первую очередь будут снижаться цены у отечественных производителей. 

При этом они не исключают некоторого дальнейшего роста цен на импортные продукты в случае новых резких колебаний курсов валют, а также если сохранится или будет усугубляться неблагоприятная ситуация в логистике. Влияние санкций основные отрасли отечественного АПК в этом году «не ощутят в полной мере», а дальнейшее развитие событий сложно прогнозировать. В ближайшие пять-десять лет на снижение себестоимости продукции российского АПК будут влиять развитие селекционной базы, племенного животноводства, семеноводства, аквакультуры и питомников саженцев, считают аналитики НКР. 

При этом молочная отрасль из-за зависимости от импорта племенных животных и семени быков наиболее подвержена рискам из-за новых санкций. Но, по мнению НКР, это может стимулировать развитие отечественной молочной селекции, однако для формирования нового племенного стада потребуются существенные инвестиции, время и помощь государства. Кроме того, агентство отмечает зависимость России от импортных семян. Так, самая большая доля у сахарной свеклы — 90%, у семян подсолнечника — 70%.

Стабилизация курса валюты и маршрутов поставок будет мощным фактором снижения инфляции, считает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. «Полагаю, эффекты от этого мы почувствуем ближе к осени, и инфляция начнет снижаться как в продовольственном, так и непродовольственном секторах», — прокомментировала она. По словам Снитко, в этом году посевная пройдет без особых изменений: план формировался еще осенью. Правда, по основному набору экспортных агрокультур сев будет увеличен насколько позволят запасы материалов и сырья, прежде всего семян, и, вероятно, будут рекорды. «Что касается эффекта на финансовые результаты компаний сектора, то они больше обычного будут зависеть от регулирования отрасли. Прежде всего, квотирования экспорта, регулирования ценообразования», — говорит Снитко.

«Сегодня делать какие-либо экономические прогнозы — это экономическое шарлатанство, — думает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Потому что мы не знаем всего набора санкционных маневров, которые может сделать Запад. Мы не знаем, какие контрсанкции введет правительство России. Например, в 2014 году был запрет на импорт продуктов питания. Также мы не знаем “дорожную карту” помощи правительства бизнесу и людям». По его словам, когда эти три вопроса будут закрыты, можно будет делать какие-то адекватные прогнозы относительно цен по итогам года.

Однако в любом случае в мае-июне, с поступлением российского урожая овощей, продукты питания начнут дешеветь. И этот процесс может продлиться до сентября-октября. В целом, продолжает Остапкович, производство основных продуктов питания в России локализовано, но проблема в том, что отрасли нужны импортное оборудование, сельхозтехника, упаковка, семенной материал и др. «До сентября снижение инфляционного давления будет гарантировано, но я не знаю как производители будут готовиться к следующей посевной», — прокомментировал Остапкович. По его словам, ввиду экономической неопределенности говорить о каком-то конкретном снижении в процентах пока сложно.

«Мы вообще привыкли к тому, что цены растут, а не снижаются», — продолжает Остапкович. Он считает, что основная задача сейчас — не допустить резкого повышения цен или сохранить их на текущих уровнях — «это уже будет победой». По мнению эксперта, если продукты питания уже подорожали, то вряд ли они начнут дешеветь. «Если у предпринимателя берут товар по новым ценам, то какой резон их снижать? Если, конечно, на рынке не появится какая-то сильная конкуренция, но откуда ей взяться? У нас монополизм агрохолдингов, торговых сетей, оптовиков, в перевозках, — рассуждает он. — Я не вижу глубинных факторов для снижения цен на 5%. Может, только для отдельных товаров, если будет хороший урожай. В таком случае, возможно и более активное снижение цен».

В магазины завозят скидки. Сети хотят от поставщиков снижения цен и возврата промо

На данный момент есть два фактора, которые могут в долгосрочной перспективе влиять на снижение цен — конкуренция и монополизм. Остапкович считает, что при увеличении числа малых хозяйств цены могут пойти вниз; рост количества несетевых магазинов, ярмарок и др. окажут такое же влияние. «Но для этого нужны какие-то управленческие решения», — добавляет эксперт. С другой стороны, то, что происходит сейчас — это кризис не экономический, а геополитический, и он может быстро разрешиться, заключает он.

Источник: agroinvestor.ru

Также в разделе

Комментарии (0)