Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
Столкнувшиеся с разрывом логистических цепочек и необходимостью рассчитываться с контрагентами по предоплате производители продуктов просят торговые сети экстренно принять меры для недопущения сбоев поставок и дефицита. В их числе — мораторий на штрафы, ускоренное принятие новых цен и сокращение срока расчетов. Нагрузка на ритейл также выросла, и для выработки компромисса потребуется участие государства, считают эксперты.
В распоряжении оказался подготовленный «Руспродсоюзом» (объединяет свыше 400 поставщиков продуктов питания) перечень мер по сохранению бесперебойных поставок продуктов. Документ направлен в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), Союз независимых сетей (СНС) и ритейлерам.
Среди предложений — ввести мораторий на штрафы, уменьшить сроки согласования новых цен, увеличить время принятия заказа, а также сократить срок отсрочки платежей со стороны сетей до 15 дней с допустимых сегодня 40 дней.
«Руспродсоюз» также просит сети уменьшить до 30% остаточный срок годности при приемке товара и снизить наценку для сдерживания роста стоимости продуктов на полке. Поставщики предлагают закрепить эти условия на год.
Как пишет исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, производители продуктов сегодня работают в условиях курсовой турбулентности и нарушенных логистических цепочек, поставщики сырья и материалов массово переходят на предоплату, а часть контрагентов отказывается от сотрудничества. Одновременно ритейлеры в разы увеличивают объемы заказов для формирования складских запасов, говорится в письме.
По словам господина Вострикова, двузначный рост затрат в 2021 году с учетом корректировки отпускных цен на единицы процентов и без того сказался на рентабельности поставщиков, а в текущих условиях производители уже неделю несут убытки и сталкиваются с кассовым разрывом.
Источник в крупной пищевой компании подтверждает, что 100% поставщиков сырья и материалов перешли на предоплату и даже у крупных компаний может не хватить оборотных средств, к тому же стоимость кредитов превысила 20%. «Когда у кого-то не хватит денег, отгрузки остановятся»,— предупреждает он. Кроме того, продолжает собеседник, обеспечивать поставку полной номенклатуры производители не смогут: придется оптимизировать ассортимент и отказываться от некоторых позиций, что может вызвать волну штрафов.
Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble и др.) Алексей Поповичев отмечает, что под такими предложениями может подписаться большинство поставщиков. Кроме того, он считает важным дать право производителям в одностороннем порядке отказываться от исполнения контракта, если сеть откажется согласовывать новые цены. Как подчеркивает господин Поповичев, в текущих условиях нужны усилия всех сторон для обеспечения на полках как минимум основной части ассортимента.
Риск перебоев в поставках, пустых полок и банкротств пищевых предприятий существует, опасается другой источник среди производителей.
В АКОРТ, X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», Auchan комментарий не предоставили. Председатель координационного совета Союза независимых сетей Дмитрий Шадрин на звонок не ответил. В Минпромторге сообщили, что предложения «Руспродсоюза» рассматриваются торговыми сетями. В Минсельхозе также заявили, что поддерживают снижение нагрузки на производителей, в том числе изменение условий работы с сетями для обеспечения стабильных цен на продукты питания.
Годовая инфляция в РФ с 19 по 25 февраля ускорилась до 9,05% - Минэкономразвития
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что логику производителей понять можно, но и ритейлеры находятся под большим давлением. Поставщики массово заявляют повышения отпускных цен, но сети взяли на себя обязательства по сдерживанию наценки на базовые продукты, указывает он. По мнению эксперта, в текущих экстремальных условиях может потребоваться вмешательство государства, чтобы, с одной стороны, не допустить волны кассовых разрывов и дефицита продуктов, а с другой — не дать недобросовестным участникам рынка злоупотреблять ситуацией для получения дополнительной выгоды.
Источник: kommersant.ru