C началом апреля стало ясно, что начавшаяся еще в середине прошлого месяца забастовка фермеров Аргентины - производителей сои, кукурузы, пшеницы - перерастает из кризиса одной только «Страны серебра» (argentum - серебро по латыни) в угрозу мировому хозяйству. Аргентинскому президенту Кристине Фернандес Киршнер стали намекать, что «испытание соей» - это уже не ее внутриполитическая проблема, и надо что-то делать. О том, насколько серьезно она это восприняла, говорит хотя бы то, что К. Киршнер отложила запланированные на 4 и 7 апреля визиты в Британию и Францию. И взялась за решение нехороших сельскохозяйственных проблем. Соевые неприятности встали на аргентинском горизонте сразу после 11 марта, когда кабинет объявил о повышении пошлин на экспорт сои с 35% до 44,1%. Фермеры, естественно, сочли, что правительство слишком уж туго подтянуло им налоговые подпруги, хочет решить финансовые проблемы страны за их счет, и 14 марта прекратили работу, вывели свои комбайны на дороги и улицы и перекрыли перевозки сельскохозяйственных грузов по стране пампасов вообще. К концу марта с полок магазинов, включая и Буэнос-Айрес, начали пропадать хлеб, макароны, птица, молоко... и почти исчезла говядина. Для самой плотоядной нации в мире - средний аргентинец съедает в год 74 кг говядины (в США тот же показатель около 46 кг, а в России чуть более 16 кг.) - это испытание не из легких.
Но, тем не менее, фермеры продолжали бастовать. И их не только не разорвали в клочья, но даже поддержали другие производители и горожане из зажиточных городских районов.
К. Киршнер называет бастующих «вымогателями», которые жируют на сырьевых рынках и не хотят делиться с простыми гражданами. К 1 апреля забастовка уже явно достигла пропорций национальной катастрофы. Бастующие вроде бы обещали снять блокаду дорог 2 апреля и немного успокоиться. К. Киршнер готова пойти на некоторые уступки.
Аргентина сегодня даже не чемпион по выращиванию сои - она на третьем месте после США и Бразилии. Но зато она занимает первое место по экспорту соевого масла и соевого полуфабриката: в прошлом году из общего объема мировых продаж в $24 млрд Аргентина получила $13,47 млрд. Половина всех сельскохозяйственных земель Аргентины уже отдана соевым фермерам. Если дела так пойдут и дальше, то в стране скоро не останется и пампасов, поскольку выращивать сою выгоднее, чем гонять по пампасам скот. Китай, например, за счет Аргентины покрывает, чуть ли не половину своих потребностей в сое. Он, кстати, первым и намекнул Буэнос-Айресу, что с конфликтом надо бы разобраться поскорее.
Манна зерновых долларов начала падать на Страну серебра одновременно с лавинообразным ростом спроса на зерновые. А этот спрос начал расти вместе с лавинообразным спросом на этанол. А спрос на этанол начал расти вместе с ростом цен на нефть. А спрос на сою начал расти, поскольку нужны были корма взамен зерна, отданного под нефть…
Подобного рода перекачка зерна из продовольственной сферы в топливно-энергетическую может привести к неожиданным последствиям. Как подсчитали, например, ученые университета штата Иллинойс, в одних только США в 2006 году спрос на «этаноловые зерновые» составил 54 млн т, а в 2007 году вырос до 81 млн т. Когда к концу 2008 года в Америке войдут в строй 62 новых завода по производству этанола, то им понадобится уже 114 млн т зерна. При этом если цена за баррель сырой нефти составит около $100, то переработчики кормовой кукурузы в этанол готовы платить вдвое больше того, что предлагали за бушель кукурузы в начале 2008 года. А когда продовольственная ценность зерна оказывается меньше энергетической, то ясно, куда двинут все эти зерновые бушели.