Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
За последние несколько месяцев на отечественном чайно-кофейном рынке произошел ряд событий: цены на эти товары в магазинах заметно выросли, об уходе из России объявили несколько иностранных производителей и Союз производителей иван-чая заявил о себе президенту страны.
Генеральный директор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия прокомментировал Национальному аграрному агентству изменения, которые происходят сейчас на рынке.
ROSNG: В Союзе производителей иван-чая говорят, что «де-факто у нас нет чайной промышленности. Степень локализации производства сырья всего 0,2%». Действительно, так мало?
Чантурия: Специфика чая такова, что сырье у нас практически всё импортное, а продукция почти полностью производится в России. В нашей стране чай растет только в Краснодарском крае, и объемы производства сырья, действительно, приблизительно 0,2% от потребностей рынка. Но при этом у нас есть чайная промышленность, которая из импортного сырья расфасовывает чай в розничную упаковку и создает купажные смеси для широкого ассортимента чая с добавками. Так вот, 94% чая, который продается в магазинах, сделан на российских чаеразвесочных фабриках.
- Откуда мы импортируем основную часть сырья? Это ближнее или дальнее зарубежье?
- Сейчас большую часть сырья мы импортируем из дальнего зарубежья. Основные поставщики: Индия (23,5%), Кения (22,4%) и Шри-Ланка (19,7%). Чуть меньшие, но также значимые объемы поступают из Китая, Вьетнама, Индонезии и Аргентины. Помимо этого небольшие поставки осуществляются еще из десятков других стран.
- В Краснодарском крае можно ли увеличить масштабы чайных плантаций?
- Такие возможности есть, но максимум в 5 раз, т.е. с 0,2% до 1%. Это почти не отразится на массовом рынке, при этом себестоимость сырья будет значительно выше импортного. Вместе с этим, увеличение локального производства Краснодарского чая могло бы положительно отразиться на расширении ассортимента премиальных чаев.
- С начала года чай в магазинах заметно подорожал. Что будет с потребительскими ценами дальше?
- Пока сложно сказать что будет, потому что здесь влияют два фактора. С одной стороны это удорожание различных составляющих чая. В Шри-Ланке последние полгода продолжается экономический и политический кризис. Объемы заготовок чайного сырья упали на 15-30%. Это привело к росту мировых цен. Так же произошло удорожание логистики. Но, с другой стороны, есть такой значимый для производителей чая фактор как спрос. Чай – это массовый продукт и если цена будет высокой, то потребитель станет реже его покупать, заваривать несколько раз и т.д. Повышение стоимости готового чая не в интересах производителей и всегда лишь вынужденная мера. Другой момент, что цену в рознице устанавливает не производитель, а магазины.
- Из России ушли несколько иностранных брендов чая и кофе - насколько это чувствительно для нашего рынка?
- Ни один из производителей, который заявил об уходе, не является супер значимым игроком. Производитель кофе Paulig ушел с брендом, но фабрику продал российской кофейной компании. Бренд Lavazza был исключительно импортным товаром, который поставлялся в готовом виде, и его доля безболезненно перераспределится между другими игроками. Если говорить про уход Lipton и Brooke Bond, то компания Ekaterra, хотя и является заметным игроком рынка, но уступает лидеру – петербургской «Орими Трейд» - в несколько раз. Проблема здесь в том, что у Ekaterra в России есть фасовочная фабрика и что с ней будет пока непонятно. По заявлению компании они стремятся максимально трудоустроить людей. «Росчайкофе» тоже старается в этом помочь.
- Ранее Минсельхоз заявил, что иван-чай «обладает всеми качествами для того, чтобы «подвинуть» обычный чай и кофе на полках магазинов». Насколько это возможно?
- У иван-чая есть шанс стать одним из важных источников сырья для чайной продукции. Вытеснить обычный чай вряд ли получится, но шансы существенно дополнить чайную полку есть и очень большие. Сможем ли мы все это реализовать – вопрос пока открытый, но многое уже делается в нужном направлении.
- Про кофе. Несколько месяцев назад кофе значительно подорожал. Что происходит с кофе на мировом и отечественном рынках?
Чантурия: Подорожание кофе на мировом рынке связано с природными катаклизмами в Бразилии. Биржевая цена в прошлом году резко выросла в 2,5 раза и держится на высоком уровне до сих пор. То увеличение цены на кофе в магазинах, которое мы наблюдали в начале года, как раз и было связано с этими процессами, а не с политическими февральскими событиями, как думают многие. Сейчас на стоимость так же влияет логистический фактор. Время доставки по альтернативным маршрутам увеличилось в 2,5 раза. Отмечу, что в данный момент в России производится 80% жареного и молотого кофе и 60% растворимого, но мощностей хватает, чтобы продолжить замещать импорт.
Источник: rosng.ru