Расплата за пластик. ЕС приближает полный переход на экоупаковку, но России до него пока далеко

Фильтры

Регион

Новости

Расплата за пластик. ЕС приближает полный переход на экоупаковку, но России до него пока далеко

В Евросоюзе (ЕС) обсуждают стимуляцию повторного использования пластика, а в России вводят понятие биоразлагаемых материалов. До полного перехода на экоупаковку далеко.

Уровень ответственности за отходы растет. "В последнее время растет число покупателей, которые отказываются брать продукцию в полиэтиленовых пакетах, приходят со своими сумками. Бывало, даже просили завернуть мясо в бумагу", — рассказывает владелец молочной фермы и магазинов "Это у нас семейное".

В ЕС идет обсуждение стратегии снижения количества полимерных отходов к 2025 году на 10 млн т. В российском законе пока даже нет понятия экологичной упаковки. "Правильнее говорить об использовании упаковки, которая впоследствии может быть переработана", — рассказывает Петр Бобровский, председатель технического комитета по стандартизации № 223 "Упаковка" Росстандарта.

Заметили экоупаковку

В этом году в России вступит в силу межгосударственный ГОСТ, который устанавливает методы оценки оксо–биодеградации полимерных пленок. Оксо–биоразлагаемая упаковка — единственный вид такой упаковки из пластика, на которую с прошлого года действует стандарт ГОСТ 33747–2016 "Оксо–биоразлагаемая упаковка. Общие технические условия". В самом свежем распоряжении правительства № 202, принятом в 2015 году (обновлялось в 2016–м и в 2018–м) "Об утверждении перечня упаковки, из которой образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами", речь идет только о бумажной и картонной упаковке.

Это постановление принято для реализации программы льгот, введенных с 2014 года федеральным законом № 458. Согласно закону, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Их бизнес — еда

Крупные производители о массовом переходе на экологичную упаковку не говорят. "Мы, как часть финского холдинга, против избыточного потребления", — говорит Елена Мельникова, директор по маркетингу ООО "Лейпуриен Тукку". Однако, по ее словам, со стороны клиентов запросы на полный отказ от пластиковой упаковки единичны и связаны скорее с имиджем. "Большинству производств важнее сохранность продуктов в упаковке, пусть и менее экологичной", — говорит Елена Мельникова. С ней согласны в КО "Любимый край": "Важнейшими характеристиками упаковки является сохранность продукта и удобство его потребления. В первую очередь сам потребитель не готов к отказу от привычных вещей".

Производители продуктов питания и не должны самостоятельно заниматься упаковкой, убежден Петр Бобровский: "Их бизнес — производство еды, а не обращение с отходами". Он подчеркивает, что нужно стимулировать совместную работу всех звеньев над стандартами на новые виды упаковки, вводить льготы для упаковки из вторсырья, создавать систему сбора отходов.

Danone в прошлом году снизил вес ПЭТ–преформы (сырье для пластиковой упаковки) на 20%. Цель компании — довести долю вторсырья в своей ПЭТ–преформе до 30% к 2020 году. "Мы считаем, что гораздо эффективнее отказов и запретов наладить раздельный сбор и переработку отходов упаковки с их последующим использованием в производстве новой упаковки", — подчеркивают в Danone.

Заплатить за экологию

Помимо непродуманного законодательства переходу на перерабатываемые виды упаковки препятствует их дороговизна. По данным КО "Любимый край", себестоимость упаковок из бумаги и картона, которые завод сейчас рассматривает, выше пластика примерно в 2 раза.

Более высокая стоимость тары однозначно ляжет на плечи покупателей, предупреждают предприниматели. "Альтернативы пластику пока нет, за исключением стеклянной тары, но она дороже для производителя, а соответственно, будет расти и стоимость продукта", — говорит Леонид Цой.

По оценке "Любимого края", речь идет о росте стоимости конечного продукта на 10%. "Стеклянная тара примерно на 30% дороже, чем пластиковая, но стоимость продукта меняется не так сильно. Условно, если молоко в пластиковой бутылке стоит 50 рублей, то в стекле будет стоить 53 рубля", — приводит схожие данные Сергей Остапов, владелец фермы–сыроварни "Деревня". Он обращает внимание на то, что некоторые торговые сети отказываются брать молоко в стеклянной бутылке: "Наши партнеры объяснили, что покупатели не хотят носить тяжелые бутылки".

Петр Бобровский отказ от полимерной упаковки называет шагом в прошлое: "Масса товаров исчезнет с рынка, другие станут опасны. Во что упаковывать различные жидкости? В стекло? Но оно разлагается столетиями, его логистика дороже, а травмоопасность выше".

"Разговоров насчет экологичной упаковки было много, но в основном это частные инициативы на самом низком уровне, мы в начале пути", — говорит Дмитрий Илюхин, гендиректор компании "Национальная экологическая система". По его мнению, было бы неплохо начать хотя бы с простых вопросов, например с раздельного сбора мусора или с закона, обязывающего производителей перерабатывать пластиковую тару самостоятельно.

Источник: Деловой Петербург

Также в разделе

Комментарии (0)