Первыми от кризиса пострадают мелкие дешевые магазины

Фильтры

Регион

Новости

Первыми от кризиса пострадают мелкие дешевые магазины

Мировой финансовый кризис изменит структуру потребительского рынка России. Такие выводы содержатся в исследовании компании The Boston Consulting Group (BCG). "После окончания кризиса, а он обязательно закончится, рост рынка продолжится, но изменится рыночная среда", — говорит председатель и управляющий директор BCG СНГ Штефан Дертинг. Генератором изменений станет невозможность широких слоев населения вести привычный образ жизни.

Самые бедные потребители, на росте благосостояния которых в последние годы как грибы росли всевозможные ритейлеры-диcкаунтеры, уже выпали из потребительской гонки. Дело в том, что именно они в последнее время были основными получателями дорогостоящих потребительских кредитов. Теперь настало время расплаты. "Если мы посмотрим, сколько им приходится тратить на выплату кредитов, а также на приобретение минимальной или средней потребительской корзины, то увидим, что эти семьи уже не имеют никаких дополнительных средств на потребление, — говорит Дертинг. — Они осуществляют расходы на поддержание жизни и выплачивают кредиты". Впрочем, как замечает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, самые бедные не сильно-то и участвовали в потребительском буме. "Все, что зарабатывают, — проедают, причем едят не очень много", — замечает он. При этом кризис вряд ли что-то изменит в их положении: хотя цены растут, доходы беднейших слоев индексируются правительством, так что потребление остается на более или менее стабильном уровне, считает аналитик.

Средний класс, согласно исследованию, пока не затронут кризисом. "Для семейств со средними доходами есть запас средств, которые они могут тратить на другие продукты и услуги, — говорит Дертинг. — Если для семейств с низкими доходами можно говорить о том, что потребительский бум уже завершен, но это не относится к семьям, которые имеют средние доходы". Однако положение это неустойчивое. "Все будет зависеть от длительности кризиса, — считает Кочетков. — Как правило, средний класс имеет сбережения в две-три месячных зарплаты". По его прогнозам, средний класс может "похудеть" примерно на 30% за счет маргинализации тех, кто потеряет работу, не имея дополнительных источников дохода, например, от сдачи квартиры.

Впрочем, авторы исследования считают, что в этом сегменте проблемы не со спросом, а с возвращением старого недоброго дефицита. "Проблема не в спросе, а в предложении, — считает Дертинг. — У продавцов просто не хватает средств для того, чтобы наполнять полки". Все дело в том, что в России до сих пор 80% розницы приходится на традиционную торговлю, объясняет директор московского офиса BCG Ник Гардинер. "В России около 350 тысяч маленьких магазинов ведет торговлю в основном за счет наличных средств, используя кредиты для пополнения оборотного капитала, — говорит он. — Их обслуживает разрозненная сеть мелких и средних дистрибьюторов, пользующихся той же схемой финансирования. Кризис ликвидности означает, что им всем сложно будет финансировать пополнение запасов, а значит, меньше товаров окажется на полках и меньше будет объем продаж". Поэтому, делают вывод в BCG, кризис станет стимулом для изменения формата торговли на более современный. "Развитие современных форматов розницы и консолидация около 25 тысяч российских дистрибьюторов ускорятся, более слабые свернут свою деятельность или будут поглощены", — прогнозирует Гардинер.

Источник: gzt.ru

Также в разделе

Комментарии (0)