Потребительский бум в России сходит на нет

Фильтры

Регион

Новости

Потребительский бум в России сходит на нет

За последние годы мы привыкли, что россияне с каждым годом потребляют все больше и больше. Но 2008-й стал исключением. По последним данным Росстата, в апреле обороты розницы увеличились всего лишь на 13,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Рост ростом, но этот показатель стал самым низким за последние 2 года. Неужели это означает, что потребительский бум сходит на нет?

Если обратиться к статистике Росстата, темпы роста рынка продовольственных товаров существенно снизились: с 12,5% в январе-апреле 2007-го до 9,1% — в январе-апреле 2008-го. Правда, подобная тенденция не коснулась непродовольственных товаров. Их продажи продолжили увеличиваться и в этом году. Так, в январе-апреле этого года в секторе непродовольственных товаров рост составил 21,2% (16,6% — в 2007-м).

— Тенденция к планомерному снижению темпов потребления есть, но это не очень драматично, — рассказал "Известиям" ведущий эксперт ЦМАКПа Игорь Поляков, пояснив, что в категории непродовольственных товаров динамика осталась на уровне прошлого года, а в некоторых случаях даже повысилась.

Исполнительный директор ИК ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент Александр Щеглов и вовсе склонен считать обозначившуюся тенденцию сигналом к стабилизации рынка: "Процесс роста оборотов торговли выглядит как перегибающаяся кривая — сначала рост медленный, потом бурный, потом так называемый рост насыщения, который как раз и зафиксировал Росстат". Как полагает эксперт, что процессы бурного роста, как правило, никак не связаны с доходами населения. Рынок не может бесконечно насыщаться, а обороты торговли увеличиваться вдвое. Поэтому, по словам эксперта, сейчас как раз и происходит "совершенно естественный процесс вытеснения неорганизованной торговли организованной".

И все же без влияния инфляции не обошлось. Генеральный директор НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Тамара Касьянова называет ее в числе важнейших причин, повлиявших на сокращение темпов роста розничного оборота.

— В связи с высокой инфляцией уменьшаются темпы роста реальных доходов населения, то есть планомерно сокращается покупательская способность.

— Влияние инфляции на сокращение потребления вылилось не столько в сокращении физических объемов торговли, а скорее в покупке менее качественных товаров. Это изменение поведенческого потребления, — отмечает Поляков.

Но оба они согласны с тем, что в течение 3-4 лет рост потребления придет в нормальную стадию и будет соответствовать росту доходов населения. Главное — инфляцию контролировать.

Yarmarka

Также в разделе

Комментарии (0)