Минсельхоз хочет создать реестр экспортеров

Фильтры

Регион

Новости

Минсельхоз хочет создать реестр экспортеров

Государство нацелено на развитие внешней торговли несырьевыми товарами

Минсельхоз выступает за формирование единого реестра экспортеров, заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «Нам нужен единый реестр экспортеров, и каждое предприятие должно иметь сертификат здоровья — документ, который подтверждает, что продукция, приходящая на экспорт, качественная, экологически чистая и отвечающая всем стандартам», — цитирует главу агроведомства ТАСС. По мнению Ткачева, формирование такого реестра должно быть частью комплекса мер по развитию сельхозэкспорта.

К 2024 году объемы вывоза продовольствия должны составлять порядка $45 млрд, «это практически в два с половиной раза больше, чем на текущий год», отметил министр. «Мы собираемся продавать не только традиционно зерно, растительное масло, рыбу, но и говорим сегодня о кондитерских изделиях, о сахаре, мясной и молочной продукции. Прежде всего, мы должны сделать уклон в сторону переработки, экспортировать не сырье, а готовую продукцию», — подчеркнул он.

«В подходе государства к развитию АПК произошел серьезный сдвиг: показатели по вывозу сельхозпродукции наконец-то устанавливаются в денежном выражении, а не в тоннах, — прокомментировал «Агроинвестору» директор Центра компетенций в АПК КПМГ в России и СНГ Илья Строкин. — Это подразумевает поиск путей по увеличению добавленной стоимости экспорта, ведь планка федеральным правительством поставлена амбициозная».

Перспективы экспорта, по словам эксперта, напрямую зависят от целевых рынков сбыта с точки зрения как потребительского спроса, так и наличия тарифных и нетарифных барьеров для российской продукции. Хороший потенциал имеет, например, масложировая продукция в Индии и Китае, продукция органического земледелия в ЕС, зерновые на Ближнем Востоке и в Северной Африке, считает он.

С точки зрения системной конкурентоспособности российской продукции Россия в перспективе сможет стать заметным экспортером не только сельхозсырья, но и продуктов с добавленной стоимостью, уверен Строкин. Но для этого нужно решать проблемы с логистикой, позиционировать и продвигать продукцию на целевых рынках, самим инвестировать в цепь добавленной стоимости за рубежом. «В свою очередь производители должны иметь долгосрочные планы и ресурсы для развития экспорта, что мы сейчас наблюдаем в ограниченном количестве случаев, — говорит он. — Государство стимулирует развитие вывоза, предоставляет инструменты его поддержки, но они зачастую наталкиваются на низкую конкурентоспособность отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на внешних рынках, нежелание экспортеров инвестировать в модернизацию производства в угоду целевому внешнему потребителю». Хотя, добавляет эксперт, редкие исключения все же есть, например, в кондитерской отрасли.

Сейчас почти весь российский продовольственный экспорт — это сырье, констатирует начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. По итогам 2017 года всего три товарные позиции — зерно (36% экспорта по стоимости), рыба в не переработанном виде (17%) и растительные масла (13%) — сформировали две трети всего вывоза. У этих продуктов есть хорошие перспективы дальнейшего увеличения объемов поставок за рубеж. «Но, например, для «рывка» в экспорте масла требуется развивать экспортные пути из Поволжья с использованием внутреннего речного транспорта, — думает эксперт. — Иначе, продукция упирается в потолок конкурентоспособности».

Основа мировой торговли продовольствием пока еще сырье, напоминает Снитко, — это приблизительно 66% от всего объема глобального экспорта. А это значит, что структура вывоза продовольствия из России довольно сбалансирована. Тем не менее, отечественные производители могут и будут продавать за рубеж отдельные продукты с добавленной стоимостью, полагает она: постепенно растет экспорт сахара, бутилированного масла и продукции его переработки, кондитерских изделий.

Некоторые виды продовольствия хотя и экспортируются в натуральном выражении в небольших объемах, уже показывают неплохую динамику. Так, по данным ФТС, вывоз экстрактов и концентратов кофе с 2013 года вырос в 1,4 раза до 23,7 тыс. т ($154 млн). Во столько же раз расширились поставки за рубеж российского мороженого — с 12,8 тыс. т в 2013-м до 18,5 тыс. т на $47,3 млн в 2017-м, в четыре раза увеличился экспорт приготовленных или консервированных томатов — до 5,61 тыс. т ($5,4 млн), в 3,9 раза — вывоз меда — до 1,96 тыс. т на $5,9 млн. Торговля мясными продуктами всех видов выросла в 3,4 раза — со 65,8 тыс. т ($86,8 млн) в 2013-м до 229 тыс. т ($307 млн) в прошлом году.

Источник: Агроинвестор

Также в разделе

Комментарии (0)