Казахстан накрыла волна птичьего гриппа и сибирской язвы

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан накрыла волна птичьего гриппа и сибирской язвы

С недавнего времени пышный букет всех этих хворей стал периодически вспыхивать в разных регионах нашей страны и у наших соседей. Не пора ли всерьез задаться вопросом, почему это происходит? 

Мясные войны

В век информационных технологий и виртуального бытия социальные сети стали не только главным поставщиком информации, порой даже скрываемой властями, но и точным индикатором людских настроений. Именно в них в последние дни стал задаваться вопрос о том, с чем связано исчезновение с прилавков фирменных магазинов, торгующих от имени известных производителей куриного мяса, большей части ассортимента. Кроме того, заметно опустели и прилавки торговых точек, реализующих конину и говядину. А те, что остались, тут же взвинтили цены.

Ажиотаж дорос до такой степени, что стал вызывать профессиональный интерес. Официальные и ответственные лица предпочли хранить молчание либо просто стали кивать на вышестоящие инстанции, добраться до которых практически невозможно. Но выручили киргизские коллеги, приславшие копию постановления главного государственного санитарного врача Кыргызской Республики.

В соответствии с ним с недавних пор запрещен ввоз на территорию Кыргызстана живой птицы, инкубационного яйца, птичьего мяса, куриного яйца, других пищевых продуктов, пуха, пера. Словом всего, что связано с этим, из Алматинской и Северо-Казахстанской областей.

Помимо пресловутого птичьего гриппа санитары из соседней страны обнаружили в казахстанской птицеводческой продукции еще и неведомую для большинства болезнь Ньюкасла. Всезнающая Википедия сообщает, что это азиатская чума птиц. Такое вот вирусное заболевание, главным образом, куриных, характеризующееся пневмонией, энцефалитом и множественными точечными геморрагическими поражениями внутренних птичьих органов.

Но это еще не все. Наши санитары, показывая, что тоже не зря едят свой хлеб, в свою очередь запретили ввоз на территорию Казахстана продукции пяти российских птицефабрик. К ввозу на казахстанскую территорию также запрещены корма и кормовые добавки для птиц, не прошедших тепловую обработку. А еще охотничьи трофеи, не прошедшие таксидермическую обработку, а также бывшее в употреблении оборудование для содержания, убоя и разделки птиц из указанных областей Российской Федерации.

Северные соседи тоже не остались в долгу. Россельхознадзор усилил лабораторный контроль над продукцией трех казахстанских предприятий. Как сообщают, в связи с нарушениями требований Евразийского экономического союза и Российской Федерации.

Кроме того, в прошлом месяце ведомство сообщало о возможном введении с 1 октября ограничений на ввоз животноводческой продукции из Казахстана в Россию из-за проблем в обеспечении прослеживаемости производства и поставок. Казахстан, дескать, не соблюдает сроки реализации плана-графика по интеграции автоматизированных систем управления Казахстана и России. Однако после переговоров срок возможного введения ограничений перенесли на 1 ноября.

Ящур и Минсельхоз

Эпизоотическая ситуация в стране уже давно должна была вызвать тревогу, говорят специалисты. И о благополучии тут говорить не приходится вообще. Практически во всех регионах республики массово хворают все «продуктовые» птицы. Коровы тоже в стороне не остаются. Им угрожают африканская чума, сибирская язва, а еще нодулярный дерматит (согласно той же Википедии, заболевание «слаболетальное» — примерно 10 процентов, но мясную и молочную производительность снижает в разы) и ящур.

Птичий грипп, говорят, вообще невозможно предотвратить. Его приносят дикие птицы. Как они проникают на изолированные птицефабрики — вопрос. Зато не вызывает вопросов, почему птиц у нас не прививают. Оказывается, от прививок они хуже несутся.

Ветеринары с этим поделать ничего не могут. Более того, как сказали на одной из недавних коллегий Минсельхоза, их банально не хватает. Причина проста, как все гениальное — отсутствие финансирования. Специалистов отправляют в бессрочные отпуска без содержания. Во многих районах их должности номинально занимают дилетанты, кабинеты которых не оборудованы должным образом. Порой отсутствует даже подключение к интернету. И это в свете объявленной поголовной цифровизации.

«Все это может сыграть злую шутку с животноводством Казахстана, взявшего курс на экспорт своей продукции, — пишет издание «КазахЗерно.kz». — Поэтому и понятно возмущение министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева на коллегии министерства: «Все наши труды по налаживанию экспорта из-за одной вспышки ящура могут быть перечеркнуты на три года вперед».

А ведь еще совсем недавно, если верить этому изданию, на расширенном заседании правительства он докладывал президенту страны о намерениях возобновить программу по мясному животноводству. Что для этого у нас заложена основа, есть фундамент в виде 86 работающих репродукторов. Что количество племенного скота за три года вы росло с 400 до 700 тысяч. И что сейчас в этом направлении работают 16 тысяч фермеров.

При этом в той же Актюбинской области, а конкретно в шести районах зафиксировали вспышки бруцеллеза. Ситуацию под контроль взял комитет ветеринарии, специалисты которого рапортуют о введении оздоровительных мероприятий. Докладывают, что зараженный скот сдают на забой. Фермерам выплачивают компенсацию, 70 процентов которой платят перерабатывающие предприятия и 30 процентов — государство. Что в этом году на эти цели в бюджете заложили около 87 миллионов тенге.

Однако народ недоволен. Говорят, что ни в одном райцентре нет места для специализированного убоя животных. Чтобы сдать корову или бычка на убой, их владельцам надо ехать 150-200 километров до Актобе. А это дополнительные расходы. Поэтому компенсация от государства их не устраивает. К тому же владельцы зараженного скота отмечают, что ветеринары почему-то не бракуют скотину в местных крестьянских хозяйствах.

Отсюда вытекает подозрение, что таким образом «рисуется» план по укрупнению животноводческой отрасли.

Фермеры «дергаются». Ответственные же должностные лица вполне спокойны. По крайней мере, внешне. Но ощущение, что в конечном итоге на нас свалится какая-то масштабная животноводческая эпидемия (если уже не свалилась), есть у всех. Если дело так пойдет и дальше, то мы скоро перестанем есть мясо вообще. И оно станет изысканным угощением только по большим праздникам.

Две стороны одного доклада

Тем временем у государственных счетоводов все хорошо. Они, как положено, бойко рапортуют о росте мясного производства и, соответственно, экспорта. Им вторит и глава Минсельхоза, заверяя, что если в 2017 году экспорт мяса составил пять тысяч тонн, то в 2018 году его доведут до 15 тысяч тонн. Что согласно статистическим данным, по состоянию на начало этого года наблюдалась тенденция увеличения численности поголовья в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по следующим видам: КРС — на 5,2 процента, до 6745,4 тысячи голов; овец — на 0,8 процента, до 16 018,8 тысячи голов; лошадей — на 6,0 процента, до 2395,0 тысячи голов; птицы — на 8,8 процента, до 40 102,1 тысяч голов; верблюдов — на 4,6 процента, до 188,4 тысячи голов.

А вот фермеры ничего хорошего по этому поводу сказать не могут. Их статистика разительно расходится с официальной, так же как и объяснения, почему селяне вынуждены вырезать стада. По их словам, положение близко к критическому. Впору перестать изображать радость от проводимых реформ в агросекторе. Поскольку они оказались такими успешными, что скотина стала просто умирать от счастья.

Об этом свидетельствуют цифры, опубликованные аналитическим агентством Ranking.kz. Его исследователи говорят о полном провале государственной программы развития экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота. Для тех, кто не в курсе, сообщим, что в соответствии с ней еще к 2015 году мы должны были экспортировать около 60 тысяч тонн мяса, а к 2025 году увеличить экспорт до 180 тысяч тонн.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Через год после завершения срока выполнения этой программы отечественные животноводы поставили за рубеж менее 12 тысяч тонн мясной продукции. А в первом квартале 2017-го продажи казахстанской говядины упали еще на 45 процентов. В общем, животноводам не до радости.

Нет у них веры в способность ответственных за все это государственных органов контролировать процесс. Экспорт катастрофически падает. Поголовье, мягко говоря, не растет.

Киргизы от нашей продукции отказались. На очереди и другие потребители. Прогнозы экспертов по поводу распространения птичьей и скотской хворей тоже неутешительные. Говорят, что количество случаев заболеваний в обозримом будущем вряд ли уменьшится. К тому же не работает идентификация животных. Никто точно не знает, были ли утилизированы больные экземпляры или же отправились на колбасу. С локализацией, наверняка, тоже проблемы. Можно ли в такой ситуации говорить о восстановлении экспорта в ближайшее время?

Мяса нет, но вы держитесь

Тем временем животноводческая продукция на отечественных прилавках подорожала в очередной раз. Эксперты говорят, по все той же причине: во-первых, из-за сокращения производства. А во-вторых, корма и электричество тоже подорожали. А для фермерских хозяйств это базовая часть себестоимости.

Между тем, опять же, по официальным данным, аппетиты казахстанцев растут. За пять месяцев этого года мы съели около 108 тысяч тонн говядины и баранины. Это на 14,5 процента больше, чем годом ранее.

На самом деле сегодня не все граждане процветающей страны могут позволить себе ежедневно вкушать мясо в достаточных количествах. Кто-то уже прочно «подсел» на кости, суповые наборы, фарш и субпродукты. При этом свое мясо покрывает лишь четверть потребностей внутреннего рынка. Все остальное — импорт из США, Украины и других стран Восточной Европы.

Кстати, поставки птичьего мяса из США в этому году увеличились на 140 тысяч тонн. Об этом «успехе» на днях радостно объявили телеведущие сразу нескольких государственных телеканалов. По словам президента Союза птицеводов Казахстана Руслана Шарипова, это было одним из условий нашего вступления в ВТО. Не, ну а что? Все правильно. Американцы, думаете, для чего нас туда приняли? Для того, чтобы кормить их фермеров. Нашим-то без работы остаться не страшно. В крайнем случае, могут частным извозом заняться. Только дело тут не столько в количестве, сколько в качестве. ГМО ведь в Штатах никто не отменял.

Таким образом, если ситуация не изменится, что выглядит весьма вероятным, в сухом остатке мы очень скоро получим дальнейшее сокращение поголовья собственной скотины еще на 15-20 процентов. Мелкие хозяйства разорятся, а крупные просто не станут наращивать поголовье ввиду нерентабельности. И если положение не исправить, наши коровы и куры попадут в Красную книгу раньше, чем мы добредем до обещанного нам экономического процветания.

Источник: mk-kz.kz

Также в разделе

Комментарии (0)